4 октября 2012, 20:21

Процесс и результат

Очень часто сталкиваюсь с одной проблемой. Я не люблю заниматься бессмысленной работой, а потому, когда занимаюсь каким-то делом, всегда пытаюсь понять, как это будет работать потом, зачем это делается, как можно будет развивать. Пытаюсь ответить на эти вопросы, и, естественно задаю их и окружающим.

И очень часто наталкиваюсь на полное непонимание. «Зачем? Какое это имеет значение? Нам сейчас нужно сделать вот это, есть такая задача.» Порой это происходит из-за того, что люди ставящие задачи, сами не видят конечной цели (например когда делают что-то «как у конкурентов / как у всех») или не считают нужным делиться этим знанием с прямыми исполнителями.

Однако по большей части, я полагаю, так происходит потому, что люди, которые в итоге выполняют работу, ориентированы на процесс, а не на результат. Они знают, они закончат одно, и начальник придумает ещё что-то. Закончится новогодняя акция, будет акция на 23 февраля. Они не видят результат, только процесс. Каждая задача рассматривается ими не как что-то связанное с тем, что они делали раньше, что им предстоит делать в будущем, или с тем что ещё они делают сейчас. Задача для них — это просто задача, одна из многих, ее тоже нужно сделать.

Наглядная аналогия — протекающая крыша. Крыша течёт, на полу стоит десяток тазиков. Они наполняются по очереди, и их опорожняют. Работа кипит. Принимаются решения (Больше тазиков, нам нужно ведро!), но на самом деле, к реальному решению это не имеет отношения — это процесс. Решением является ремонт крыши, то есть, нормальное функционирование системы. Как видно, решение находится в другой плоскости (натурально) и к тазикам отношения не имеет. Однако, чтобы это поправить, нужно понимать, что изначальной проблемой является «течет крыша» а не «тазик снова полный», а целью является починка крыши, а не менеджмент тазиков.

Пример простой, поэтому выглядит глуповато — кто станет совершенствовать систему тазиков, не решая проблему с крышей — но стоит представить на месте здания с текущей крышей отдел маркетинга в большой компании, с хаотичными рекламными компаниями и бонусными программами, станет понятно, что полное отсутствие рассмотрения конкретных задач относительно глобальных целей — действительно большая проблема.

В итоге, люди каждый раз работают со «сферическими задачами в вакууме» которые не связаны ни с прошлым ни с будущим, выполняя при этом тонны работы, которой можно было бы избежать, сразу же придумав системное решение.

Резюме:
— В любом деле должен быть результат, это вроде бы как очевидно. Очень важно, делая что-то, ясно представлять, во первых, что это за результат, которого ты добиваешься, и, во вторых, как твоё действие приводит тебя к результату.
— Важно представлять, как текущее действие соотносится с главной целью. Возможно, в отдельности решение выглядит логичным, но не только не приводит к цели, но и отдаляет от нее. («Давайте наймем выносильщика тазиков, наконец!»)
— Для определения ситуаций, в которых процесс подменяет результат, хорош проверочный вопрос «зачем?». На любое действие надо задавать этот вопрос, и как только услышите что-нибудь вроде «мы так всегда делали» «по инструкции» или, например «что значит зачем?» — велика вероятность, что о результате позабыли.

Поделиться